Мы видим это на практике. Начиная диалог с собственником на предмет продажи компании (или привлечения инвестиций) через нас, первым делом погружаемся в цифры, а именно управленческую отчетность. Запрашиваем таблицы. По возможности отчет о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Если компания большая, то баланс обязателен.
Запросить то запросили, а в ответ не получили ничего т.к нет, или получили, но в совершенно безобразном виде.
Нет понятной структуры, путают прибыли и выручку, считают кассовым методом там, где нужно методом начисления. Причем нет линейной зависимости от размера бизнеса. В общем бардак. А еще хотят большую оценку.
Финансовая модель - это инструмент управления компанией и прогнозирование как прибыли, так и кассовых разрывов. А сделать ее нужно на стадии идеи, не говоря о действующем предприятии.
Вот наши рекомендации, как нужно строить фин.модель
1. Всегда начинаем с воронки продаж
Это обязательный шаг. Пропустив его, можно ввести в ступор покупателя или будущего инвестора. Опять же детальная воронка помогает обосновывать как именно получилась выручка. Воронку нужно детализировать по каналам, где есть выручка, расходы на маркетинг и ROMI. Такой разрез помогает глубже увидеть бизнес через ежедневные действия.
2. Разделяем кассовый метод и метод начисления
Очень важный пункт, пренебречь которым, стоит больших кассовых разрывов. Метод начисления - это признание выручки в момент оказание полной или частичной (>50% расходов) услуги. Ведь деньги, которые клиент заплатил компании ей не принадлежат. Пример: строители продали свои услуги 1 января, получила предоплату. Эти деньги отражаются в отчете о движении денежных средств как “поступления от клиентов” и балансе как “кредиторка”. Когда проект выполнен, то данную сумму можно признать выручкой. Кассовый же метод - это признание выручки в момент покупки. Пример: магазин одежды продал платье, расчет произвели по карте. Купили сразу, дебиторки и кредиторки, а значит это выручка.
3. Разделять переменные и постоянные расходы
Под переменными мы понимаем те, которые изменяются в прямом соотношении с выручкой. Пример: зарплата менеджера по продажам - 80 000 руб. из которых 40 000 (50%) премия за сделку. Если выручка растет, то и заработная плата тоже увеличивается. Постоянными же расходами мы считаем те, которые не меняются от роста выручки. Пример: аренда торговой площади магазина - 100 000 руб. Продажи на 10 000 или на 1 000 000 руб. никак не изменят ее пропорционально. Разделяя данные расходы мы видим где платим много постоянных, а значит нагрузка на компанию больше. Понимая это, мы можем изменить систему мотивации и перевести большую часть в переменные, сделав предприятие устойчивей.
4. Считать CashFlow
Часто предприниматели создают только отчет о прибылях и убытках. Но как мы знаем, данный отчет является виртуальным и не отражает реальное кол-во денег, а также их движение. Упуская такую деталь можно заметить, что прибыль есть, а касса пуста. Особенно касается компаний с долгим циклом сделки.
CF-отчет состоит из 3х групп:
- отчет по операционной деятельности (текущая),
- отчет по финансовой деятельности (займы, кредиты, покупки ценных бумаг),
- отчет по инвестиционной деятельности (покупка оборудования со сроком пользования > 12 мес.)
Мы сделаем отдельный ролик, где детальной разберем фин.модель на косточки. А пока эти простые пункты, уже сделают Вас и вашу компанию больше, финансово устойчивей и привлекательней у потенциального инвестора.
ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
- Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
- Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
- Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ