У товара в магазине и бизнес-проекта есть пересечение линий - это ценообразование, которое определяет рынок. Можно сколько угодно завышать и обосновывать цену своей компании, но если рынок говорит “Нет”, значит “Нет”.
Однако, чтобы переговоры с покупателем шли эффективно и цена компании базировалась на аргументах, а не на “Хочу такую” есть разные методы оценки.
Сегодня мы будем говорить про “Метод чистых активов”
Суть метода следующая.
Оценка компании по чистыми активам - это понимание, сколько активов у компании останется если и них вычесть все обязательства.Как известно бухгалтерский баланс отражает два вида активов
- Оборотные активы Такие активы, срок использования которых предусмотрен до 12 мес. и служит для обеспечения бесперебойной работы компании. Это могут быть: Дебиторка, Денежные средства и их эквиваленты
- Внеоборотные активы Такие активы, срок использования которых > 12 мес. Это могут быть: основные средства, НМА, финансовые вложения и т.д
Открыв свой бухгалтерский баланс мы увидели, чем именно компания владеет на текущую дату.
Но радоваться рано т.к нужно посчитать обязательства, которые являются пассивами, за счет которых были приобретены активы.
Как и активы, пассивы разделены на группы
- Капитал
- Краткосрочные обязательства (оцениваются как <12 мес. погашения
- Долгосрочные обязательства (оцениваются как > 12 мес. погашения)
- Кредиты в банке, факторинг
- Инвестиционные займы
По своей сути метод чистых активов является затратным методом, который отвечает на вопрос - сколько денег мне нужно потратить, чтобы стать собственником бизнеса. После я могу сравнить его с другими предложениями в рынке, а также посчитать, какая сумма затрат будет в случае моего начинания с нуля.
Таким образом станет предельно ясно где выгодней: купить бизнес Х, купить другой бизнес в этой нише, построить с нуля. Ведь можно посчитать примерную доходность на капитал.
Когда применяется метод чистых активов
- Много запасов, незавершенного производства и оборудования Для производств метод будет ценен тем, что все активы можно потрогать, оценить и переоценить с учетом использования. Они материальны, а значит точность оценки выше.
- Большой Capex на старте и не понятна дата выхода на прибыль Опять же подходит производственным предприятиям, которые имеют большой цикл строительства и окупаемости, которая возможна и через 10 лет. В случае же если и на таком промежутке прибыли нет или основатели не учли риски, которые планируемую прибыль не принесут, то можно оценить данным методом.
Какие минусы есть у данного метода
- Статичный, не учитывает динамику рынка/ниши Как мы писали выше данный метод - это срез на текущую дату. А значит динамику он исключает. Собственник бизнеса может построить план Х, а рынок даст новый спрос, что скорректирует будущий доход в 5х к росту от текущего. А это повлияет на оценку бизнеса.
- Если нет активов, то и оценивать нечего Например в консалтинговой компании активами являются: база клиентов, описанные процессы, товарный знак. Как мы видим всё это НМА, оценка которых более субъективна, чем МА. По этому к таким компания больше подойдет DCF метод.
Что показывают чистые активы
- Финансовая устойчивость компании Чем выше показатель чистых активов, тем больше ликвидных ценностей на балансе компании. Значит компания стоит дороже, финансово стабильней т.к в случае внешних кризисов у нее есть активы, которые быстро можно обернуть в деньги
- Возможность брать больше долга Банки или инвестиционные фонды оценивая предприятие понимают, какой долг на компанию они могут положить, чтобы с одной стороны увеличить рост прибыли, а с другой сохранить финансовую устойчивость.
- Выше оценка Больше чистых активов = больше стоит компания = выгоднее цена в отношении с конкурентами.
Процесс оценки компании методом чистых активов
- Описать все активы (МА и НМА)
- Разделить их на группы
- Сделать оценку или переоценку каждой группы
- Сложить все значения в единую сумму
- Вычесть все обязательства (краткосрочные и долгосрочные)
- Получить итоговое значение
Важно знать, что закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ предписывает включать в ежегодный отчет информацию о состоянии чистых активов предприятия. Что они должны отражать:
- Изменение чистых активов в сравнении с предыдущим периодом (3 года или меньше)
- Причины снижения чистых активов < уставного капитала
- Что было сделано или будет сделано, чтобы исправить текущую ситуацию
Такой простой со стороны, но кропотливый по действиям процесс, который даст достаточно точную с минимальным субъективизмом оценку предприятия.
ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
- Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
- Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
- Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ