Как понять инвестору, а хочет ли надурить предприятие, в которое вы собираетесь вложить свой капитал?
Без опыта в корпфине и аудите сделать коррективные выводы сложно ибо тасовать цифры можно как угодно. Было бы желание.
Но есть маркёры, которые косвенно должны навести на мысли о чистоплотности финансовой культуры.
О них и поговорим.
Базово стоит разделить манипуляции доходов и расходов. А именно временным таймлайном признание данных транзакций.
1. Срок признание выручки Проще простого собрать предоплаты за товары или услуги без выполненных обязательны и признать как выручку. Только результат, в случае возврата может быть плачевным.
Одно из решений - это сверка актов выполненных работ и финансового результата в ОФР
2. Аномальный рост выручки Имеет смысл оценить бенчмарки конкурентов по отрасли, а после сравнить со своими. Если пошёл кратный рост которого не было, то стоит изучить причины и не забывать о первом пункте.
3. Сравнить % дебиторки от выручки Если метрика растёт, то бизнес закапывает деньги у контрагентов, что снижает кэш на счетах. В добавок стоит понять, а реальные от это покупатели. Возможно сделки являются фиктивными.
4. Рост (+) / снижение (-) оборачиваемости активов Если инвестор вливает 1 млрд. Э₽ в оборотный капитал, а на выходе получает 1 млн.₽ чистой прибыли, то стоит задуматься об эффективности команды ибо вы никогда не окупите свои вложения.
5. Рост (+) / снижение (-) оборачиваемости запасов Если бизнес товарный или производственный, то нужно смотреть данную метрику не просто в разрезе конкурентов по отрасли, но и ABC-XYZ анализу, чтобы понять, от чего стоит отказаться и как перераспределить капитал между SKU
6. Капитализация расходов Вот заказал бизнес разработку сайта или брендбук, а потом взял и признал как НМА в балансе, что увеличит EBITDA. Ведь упаковку бизнеса можно амортизировать лет 30, что даёт бумажный расходы.
7. Соотношение чистой прибыли и свободного денежного потока (FCF) Чистая прибыль когда-то станет деньгами, а FCF показывает реальный кэш для выплаты дивов. Если прибыль огромна, а FCF никакой, то вероятно бизнес сместил расходы по методу начисления очень далеко вперёд по датам.
8. Учет амортизации Если ключевые конкуренты бизнеса амортизируют станки на 10 лет, а вы на 50, то встаёт вопрос - с чего это вдруг? Стоит копать и понять, какая манипуляция лежит за этим действием.
9. Включение в выручку нереализованные продажи Чтобы показать прирост за период для акционеров, бизнес может закрыто ряд крупных сделок и зачесть как выполненные обязательства. На годовом отрезке будет виден всплеск, аномалия, а значит нужно копать причину.
10. Предоставление отчета о финансовых результатах, как единственного для принятия решений. Все вышеперечисленное - это манипуляция в основе данного отчета. Он бумажный и не даёт ничего, кроме wow-презентация акционерам. Всегда смотрим ОДДС, а главное БАЛАНС.
Держите нос по ветру, ищите аномалии, сравнивайте с рынком и конкурентами, а уже после принимайте решения.
Инвестиции не терпят спешки. Только холодный расчёт.