Tasmat Journal

В чем продукт брокерской компании по продаже бизнеса

Идея продать свою компанию для многих предпринимателей чужда, непонятна и местами глупа. Действительно зачем продавать то, что приносит прибыль и работает как часы. Об этом мы напишем отдельный пост в котором по полочкам разберем причины и конкретные выгоды.

Но если фаундер понял, что готов продать актив, который создавал годами - значит видит четкую итоговую выгоду. Возникает вопросы - как продать? кому? где? за сколько? как быстро? а если обманут?. Понять можно т.к одна ошибка может провалить сделку или совершить ее с финансовыми потерями.

Для того, чтобы эти потери свести к нулю или убрать вовсе и существуют брокерские компании. В общих словах брокер - это посредник между покупателем и продавцом, который сращивает сделку на выгодных для обоих сторон условиях. Подход Win-Win в данной области более чем оправдан. Ведь если один купит дорого, то не окупит свои вложения и напишет плохой отзыв, а если первый продаст дешево, то будет разочарован в результате операции.

Брокер же понимая каждую из сторон ищет компромиссные решения где выиграют обе стороны. На выходе сделка проходит быстро, без трений и экономических потерь.
Как правило брокерская компания получает комиссию в размере 3-15% от суммы сделки. Градация зависит от актива и его первичного скоринга. Компания оценивает потенциальную прибыль в виде комиссии и уровень затрат времени, юристов, аналитиков, аудиторов т.к процесс может затянуться на 6 мес. и более. Взяв неликвидный актив можно закопать себя на долго, особенно при подписании агентского эксклюзивного договора (о нем тоже напишем отдельный пост).

Если предприниматель грамотен и понимает цену ошибки он обращается к брокеру. Но тут возникает понятный вопрос - за что Вам платить деньги если я сам могу выставить объявление на том же Авито и получить продажи.

Ответ простой - да, конечно Вы можете сделать это сами. И провести сделку как-то. Такой подход касается активов до 1 500 000 руб. где много “серых” платежей, отчетность не подтвердить. Да и активов нет как таковых. Но и здесь возникают нюансы т.к нужно разобраться с договором купли-продажи, процессом передачи новому собственнику и прочим. Как правило и мы не беремся за сделки такой суммы если не видим перспективы. Не рентабельно и фаундер может сделать все сам. Мы лишь можем указать на опасные места.

Когда же актив переваливает за 3-5-10-30 млн.руб., то цена риска возрастает. Отсюда первый продукт брокера - снижение уровня неопределенности и рисков. Брокер понимает логику и бизнес-процесс. Он прописан у него, регламентирован. А когда знаешь, что делать, то риск снижается.

Зайдем с другой стороны. Внимание предпринимателя ограничено. Доверить продажу своей компании например ассистенту рисковое занятие. Как итогу он занимается эти сам. Но если он делает все сам, то фокус с бизнеса переключается. Если фаундер думает о том, как улучшить свой бизнес 3 часа, а конкурент 15 часов, то понятно чья окажется победа.

Тут мы и приходим ко второму продукту брокера - вниманию. Мы как компания забираем эту функцию на себя двигаясь по отточенному бизнес-процессу.

Но, что еще более ВАЖНО и о чем не думает фаундер, так это о своем времени. Если предприниматель зарабатывает 300 000 руб. в месяц на своем бизнесе работая 8 часов в день на протяжении 28 днейв месяц, то час его времени равен 1 339 руб. Допустим он тратит 3 часа в день на поиск покупателя, согласование, показы, ответы на звонки. Хотя мы знаем, что медианный цикл продажи 60 дней.

В итоге предприниматель платит из своего кармана: 1339*3*60 = 241 020 руб. Понимая, что деньги не берутся из воздуха получаем, что он сам себе заплатил данную сумму из своей прибыли.

И тут можно возразить, что это все равно меньше чем комиссия брокер. Да, это верно. Но в данном случае, когда “все делаю сам” риски ложатся на предпринимателя. Но не стоит забывать, что внимание про которое мы говорили снижается. А значит и риски для бизнеса, прибыли увеличиваются. О косвенных расходах и упущенной выгоде мало кто думает.

Значит мы пришли к 3м продуктам брокера
  • Время собственника
  • Внимание
  • Снижение рисков и неопределенности

И как результат достижения главных продуктов брокерской компании получается прибыль от продажи бизнеса. Деньги - это следствие правильно и точно сделанной работы. Ведь за бизнес можно получить и 1 млн и 3 млн. потому что оценка понятие субъективное. Она (оценка) продиктована рынком. А мы столько раз встречали такие разговоры “Я хочу Х млн.руб. и все равно, что это не в рынке. Я потратил на создание Z млн.руб.”

В ответ мы учим (другими словами не назвать) предпринимателя, что рынок так не работает и вопрос оценки лишь стартовая точка обоснования позиции. Итоговая цена продажи зашита в переговорах, которые тоже ведет брокер вместе с фаундером. Про оценку мы еще напишем много интересных постов, а пока ограничимся сказанным.

Брокер - это партнер, который ищет паритетное состояние актива, в котором выигрывают обе стороны продавец/покупатель.

На этом все. Пишите вопросы, обращайтесь за услугами, заказывайте бесплатные консультации. Мы открыты к новым проектам.

ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

  • Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
  • Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
  • Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ
M&A
Made on
Tilda