Tasmat Journal

Бизнес - должен быть продан!

№1. Бизнес - то актив, для реализации цели собственника, команды, акционеров.

Не «ребенок», а именно актив. Бизнес ничем не отличается от стола, телефона, машины. Рано или поздно случается так, что заниматься им собственник не хочет, не может, перегорел и прочие варианты. Но ребенка продать невозможно, бросить жалко, а тащить на себе огромную детину уже невозможно. К тому же команда с опционами должна заработать много за труды на старте, не говоря про инвесторов, которые рискнули деньгами.

№2. Бизнес должен быть отделим.

Актив в балансе может выбыть по причине его продажи, но если он припаян к собственнику заведенными только на него процессами, то актива по факту нет. Есть много страданий и ЧСВ фаундера, но нет капитализируемой системы. Работа ради работы.

№3. Бизнес должен иметь стоимость.

Каждый месяц нужно считать как минимум балансовую стоимость компании. А лучше дисконтировать денежные потоки для понимания оценки доходным методом. В противном случае бизнес может стоит либо «ничего» либо кратно ниже ожиданий.

№4. Бизнес должен быть выгоден.

Нет, я не про чистую прибыль, а про доходность собственного капитала (ROE), который показывает дельту полученного на вложенное. Если показатель ниже инфляции, то нужно менять его или продавать.

№5. Бизнес должен быть белым.

В противном случае стоит забыть про мультипликатор к выручке/прибыли. Серый бизнес покупатели дисконтируют и правильно делают ибо обелить его стоит Х денег. Не все пойдут на это, а кто пойдет точно прожмет.

В завершении.

Основатель всегда, абсолютно всегда получает самый большой куш после продажи компании. Только реализованная история от создания до продажи бизнеса заваливает акционеров нереальным кол-м капитала.

Эти принципы лежа в основе компании TASMAT и по ним мы создаем проекты для реализации личных целей команды, основателей, акционеров, инвесторов.

ⓒ Канал компании TASMAT
Бизнес
Made on
Tilda