Tasmat Journal

Оценка бизнеса. Метод чистых активов

У любого товара в этом мире есть своя цена. Вопрос в покупателе, который увидит ценность и решит совершить сделку. Также и с бизнесом, который по сути аналогично является товаром, только более технически сложным.

У товара в магазине и бизнес-проекта есть пересечение линий - это ценообразование, которое определяет рынок. Можно сколько угодно завышать и обосновывать цену своей компании, но если рынок говорит “Нет”, значит “Нет”.

Однако, чтобы переговоры с покупателем шли эффективно и цена компании базировалась на аргументах, а не на “Хочу такую” есть разные методы оценки.

Сегодня мы будем говорить про “Метод чистых активов”


Суть метода следующая.

Оценка компании по чистыми активам - это понимание, сколько активов у компании останется если и них вычесть все обязательства.

Как известно бухгалтерский баланс отражает два вида активов


  • Оборотные активы Такие активы, срок использования которых предусмотрен до 12 мес. и служит для обеспечения бесперебойной работы компании. Это могут быть: Дебиторка, Денежные средства и их эквиваленты

  • Внеоборотные активы Такие активы, срок использования которых > 12 мес. Это могут быть: основные средства, НМА, финансовые вложения и т.д

Открыв свой бухгалтерский баланс мы увидели, чем именно компания владеет на текущую дату.

Но радоваться рано т.к нужно посчитать обязательства, которые являются пассивами, за счет которых были приобретены активы.

Как и активы, пассивы разделены на группы

  • Капитал
  • Краткосрочные обязательства (оцениваются как <12 мес. погашения
  • Долгосрочные обязательства (оцениваются как > 12 мес. погашения)
Чтобы сделать расчет чистых активов, нам нужны именно обязательства компании. Какие они могут быть
  • Кредиты в банке, факторинг
  • Инвестиционные займы

По своей сути метод чистых активов является затратным методом, который отвечает на вопрос - сколько денег мне нужно потратить, чтобы стать собственником бизнеса. После я могу сравнить его с другими предложениями в рынке, а также посчитать, какая сумма затрат будет в случае моего начинания с нуля.

Таким образом станет предельно ясно где выгодней: купить бизнес Х, купить другой бизнес в этой нише, построить с нуля. Ведь можно посчитать примерную доходность на капитал.


Когда применяется метод чистых активов


  • Много запасов, незавершенного производства и оборудования Для производств метод будет ценен тем, что все активы можно потрогать, оценить и переоценить с учетом использования. Они материальны, а значит точность оценки выше.

  • Большой Capex на старте и не понятна дата выхода на прибыль Опять же подходит производственным предприятиям, которые имеют большой цикл строительства и окупаемости, которая возможна и через 10 лет. В случае же если и на таком промежутке прибыли нет или основатели не учли риски, которые планируемую прибыль не принесут, то можно оценить данным методом.

Какие минусы есть у данного метода


  • Статичный, не учитывает динамику рынка/ниши Как мы писали выше данный метод - это срез на текущую дату. А значит динамику он исключает. Собственник бизнеса может построить план Х, а рынок даст новый спрос, что скорректирует будущий доход в 5х к росту от текущего. А это повлияет на оценку бизнеса.

  • Если нет активов, то и оценивать нечего Например в консалтинговой компании активами являются: база клиентов, описанные процессы, товарный знак. Как мы видим всё это НМА, оценка которых более субъективна, чем МА. По этому к таким компания больше подойдет DCF метод.

Что показывают чистые активы

  • Финансовая устойчивость компании Чем выше показатель чистых активов, тем больше ликвидных ценностей на балансе компании. Значит компания стоит дороже, финансово стабильней т.к в случае внешних кризисов у нее есть активы, которые быстро можно обернуть в деньги

  • Возможность брать больше долга Банки или инвестиционные фонды оценивая предприятие понимают, какой долг на компанию они могут положить, чтобы с одной стороны увеличить рост прибыли, а с другой сохранить финансовую устойчивость.

  • Выше оценка Больше чистых активов = больше стоит компания = выгоднее цена в отношении с конкурентами.


Процесс оценки компании методом чистых активов

  • Описать все активы (МА и НМА)
  • Разделить их на группы
  • Сделать оценку или переоценку каждой группы
  • Сложить все значения в единую сумму
  • Вычесть все обязательства (краткосрочные и долгосрочные)
  • Получить итоговое значение

Важно знать, что закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ предписывает включать в ежегодный отчет информацию о состоянии чистых активов предприятия. Что они должны отражать:
  • Изменение чистых активов в сравнении с предыдущим периодом (3 года или меньше)
  • Причины снижения чистых активов < уставного капитала
  • Что было сделано или будет сделано, чтобы исправить текущую ситуацию

Такой простой со стороны, но кропотливый по действиям процесс, который даст достаточно точную с минимальным субъективизмом оценку предприятия.

ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

  • Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
  • Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
  • Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ
Финансы
Made on
Tilda