Tasmat Journal

Функции акционера компании

Когда предприниматель становится акционером и какие функции он получает с этим, а чего лишается окончательно. Об этом в новой статье.

Любой бизнес проходит 3 этапа становления:

Предпринимательство
Основатель придумывает решение проблемы на большом рынке. Продает это решение клиентам и получает первые деньги. Он отстраивается от конкурентов и делает х2 по выручке каждый месяц.

Менеджмент
Продажи стабильно растут, клиентская база пополняется, а производство и финансы + найм обрели некую структуру. Как правило предприниматель руководит и здесь, но лучше бы нанял сильного управленца, кто подходит по психотипу. Менеджмент - про контроль и оттачивание уже собранных процессов, а предпринимательство - про создание процессов в принципе. Это разные люди.

Акционер/Инвестор
Бизнес уже большой и заметный в рынке. Управляет им совет директоров, есть плановая отчетность по дивидендной политике, темпам роста и другим важным показателям. Система менее гибкая, но масштабная с финансовым рычагом и возможностью покупать конкурентов. Так и держится.

Основные функции акционера

Владение
Акционер не работает в операционном процессе над оптимизацией и улучшением процессов. Он получает выгоду от владения активом в виде дивидендов прописанных в политике компании.

Ресурсы
Акционер влияет на рост компании через нахождение нужного кол-ва ресурсов, которые на текущем этапе ускорят бизнес. Он наблюдает ос стороны над компанией, коллегиально и по отдельности общается с менеджментом на предмет "А что сейчас нужно, чтобы сделать х5 по прибыли?", а после находит недостающие паззлы из вне. Это могут быть как деньги, так и новые люди, административный и PR ресурс. Главное - влияние на результат.

Контроль
Можно владеть бездумно и пропустить точку невозврата, когда конкуренты стали кратно лучше нас. Компания не рухнет за 1 день, данный процесс проходит медленно, отсюда и менее заметно. Но акционер должен держать руку на пульсе. Как минимум видеть финансовые отчеты, сравнивать и точно интерпретировать реальность. Получать срезы на уровне менеджмента от первых лиц, а лучше иметь независимый сбор данных для объективности.

Финансирование
Деньги - это топливо любой компании. Денег много не бывает и бизнес всегда найдет направления, куда их можно потратить. С другой стороны объективный контроль менеджмента показывает, что сейчас нужно вложить в CAPEX и построить цех, а после в рекламу.

Или сразу в рекламу и много. Компания может не иметь нужной суммы денег, а значит должна обратиться к акционерам за решением. Их задача найти внешних кредиторов по выгодной для бизнеса ставке, получить деньги и сделать результат. Речь идет о финансировании, которое недоступно обращением в банк или по какой-то причине отклонено.

Люди
Чтобы компания росла очень быстро, нужны правильные люди на своих местах. Это очень важно. Но, чем выше уровень, тем выше компетенции + опыт людей и тем меньше таких в рынке. Найти можно, но борьба за ценные кадры ожесточенная. Акционер постоянно в поиске ценных кадров. А политика найма определяется стратегией компании. Куда мы идем? И кто нам нужен? Какие у него (е) навыки? Одна из ключевых задач акционера.

Видение
Акционер КУДА, а менеджмент реализует КАК и ЧТО. Компания без видения может расти кратно прямо в скалу, об которую и разобьется. На уровне ежедневного менеджмента сложно поднять голову и разобрать лес за деревьями. Акционер же, видя текущие темпы развития бизнеса, конкурентов, рынка постоянно думает - КУДА МЫ ПОЙДЕМ? Где мы будем через 10 лет?

А после продает это видение ТОП-менеджерам, а те в свою очередь своим подразделениям. Причем важно не только продать, а держать его в фокусе. Основной критерий сильного ВИДЕНИЯ - оно закрывает долгосрочные цели каждого сотрудника в компании.

Что нужно сделать любому собственнику

Прописать регламент взаимодействия акционер-менеджмент.
Это поможет исключить конфликтов, желания влезть в операционку и перепрыгивать через головы ТОП-менеджмента. Ошибка, которая будет стоить увольнения команды.

График собраний и отчетов
Когда я получаю итоговые результаты работы от топов? Какие срезы по метрикам я смотрю? Как я проверяю, что эти срезы реальные, а не красиво упакованные? Какую обратную связь я даю и какие решения принимаю "Если...."? Все это нужно прописать как минимум для себя.

Дивидендная политика
Обязательно прописать, сколько я как акционер имею права забрать дивидендов из бизнеса. Конечно, можно вытаскивать все, но компания не будет расти (при условии, что нет заемного финансирования). Акционер должен понимать, что выбытие денежных средств на личные желания уменьшают будущую прибыль и большие дивиденды в будущем. Нужен баланс, о котором знает топ-менеджмент и строит финансовый план/факт.
Ключевая мысль

Основатель и бизнес не одно и тоже. Компания начинает жить своей жизнью. Она не должна закрывать по первому зову прихоти владельца (даже если он мажоритарий) т.к внутри ее команда, которая хочет зарабатывать деньги, жить и расти.
Бизнес
Made on
Tilda