Если нет сотрудников производящих продукт и обеспечивающих процесс передачи клиенту, то и компании как факта нет. Де-юре существует, де-факто одно название. Но вернемся к активам. В финансовом учете активы - это приобретенное Х на пассивы. Пассивы например это капитал, актив - купленное сырье.
Проводя аналогию с финансовым учетом следует, что пассивы - идея основателя + энергия, а активы - это люди, которые пришли на нее. И если активы в виде товара мы продаем, то людей нет. Наоборот мы самых ценных держим, даем выгодные условия, мотивацию и прочие плюшки для работы.
Активы в виде товара на складе являются запасами. При продаже бизнеса стоимость растет. К нематериальным прибавляем материальные и получаем условную стоимость. Команда - такой же актив из которого складывается цена покупки.
Если актив слабый, то и фин.показатели оставляют желать лучшего, а следовательно и цена ниже. Но собрав сильную команду вы получаете хороший рычаг в переговорах. Другими словами капитализация вашей компании заметно растет и при прочих предложениях-конкурентов выберут именно Вас. Тут все предельно понятно.
Но не понятно другое, а именно ограниченный фокус внимания собственника при продаже. Как правило видят товар, станки, помещения, сайты но не видят людей. А без них ничего двигаться не будет. Станок с правильным, верным компании человеком имеет большую отдачу на капитал чем просто станок.
Логичное рассуждение на словах переходит в пустоту дел (не всех, но многих). Ведь если собственник понимает, что команда=рост капитализации компании, то он будет писать регламенты, создавать сильную мотивацию, описывать процессы, убирать рутину ради высокого КПД.
Большой страх покупателя компании приобрести актив который потом покинут люди. В США и Европе практика обязывает на 1-2 года и более работать в качестве CEO. А выход и основной кэш только при достижении показателей. Ключевых людей компании с опционами это тоже касается.
Полностью описанная структура от найма до ввода в должность есть каркас на котором стоит система. А как мы знаем, только система может быть капитализирована.
Хотя и этого мало. Ведь люди не роботы, а стремящиеся к лучшему индивиды. Для них компания это инструмент достижения своих целей (личных, финансовых). Значит в корне должна находится корпоративная культура, среда развития. Которая будет держать систему даже после продажи.
Именно поэтому нанимает команду лидер (фаундер), а удерживает компания (система). Предпринимателям имеет смысл задуматься над укреплением культуры, идеологии, видения и системно описанных процессов каждой должности.
Так будет создана на наш взгляд сильный бизнес, который можно продать без потери для людей, себя и покупателя.
И всегда помним, что главный актив - это люди. Они наше все.
ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
- Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
- Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
- Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ