Tasmat Journal

Эффективная бизнес-модель под привлечение капитала

Бизнес-модель - это ядро любой быстрорастущей компании. От правильного комбинирования ресурсов, зависит уровень маржи и скорости роста, а также возврат на капитал, как основной индикатор для внешних инвесторов.

Другими словами бизнес-модель - это правильно выстроенная система удовлетворения потребности клиента, при которой ваше предприятие получает максимальное количество маржи и чистой прибыли.

Критерии бизнес-модели определяет рынок и его текущие тренды. Если все уходит в online, то глупо открывать offline точки, ведь покупательская способность данного паттерна потребления сжимается.

Что такое паттерн потребления

Покупательский паттерн - это привычки людей, воспроизводимые максимальное кол-во раз для удовлетворения своей потребности. Привычки правят миром. Если клиенту удобно, легко и выгодно с экономической точки зрения делать Х, то вряд ли он перейдет на Y, даже при огромной бюджете на рекламу.

Отсюда мы должны извлечь базовое правило - мы не меняем потребление, а встраиваемся в текущие запросы человека находя такую конфигурацию действий команды, при которой качество будет максимальным, скорость и удобство еще больше, а прибыль компании растер по экспоненте.

Эффективная бизнес-модель

Для начала разберемся с понятием “эффективности”, которое гласит, что это максимально возможный КПД от действий с минимальным расходом ресурсов. Как мы помним бизнес-модель это набор действий, а значит эффективность зависит от комбинации:

  • Логичный процесс
  • Без лишних действий с потерей конверсии
  • Правильные люди с нужными компетенциями
  • Делают точные действия для результата

На выходе мы получаем механизм, в котором нет лишних звеньев, трение минимальное, а рентабельность по чистой прибыли максимальная.

Важно отличать эффективность от эффективности. Так, предприниматели могут ставить цель по выручке, как основному показателю, но игнорировать чистую прибыль. Или набирать заемное финансирование для роста, но не оценить риск падения эффективности и рентабельности на масштабе.

Инвестиции и бизнес-модель. Где связь?

Можно подумать, что такой причинно-следственной связи нет. Если компания сейчас генерирует прибыль, то нужно привлечь Х рублей и получу Y прибыли. Закономерность есть, но в подготовленных системах, о которых мы поговорим.

Привлеченный капитал - это ценный ресурс, который имеет тенденцию обесцениваться, если его не приумножать. Инфляция носит коррективы, а упущенная выгода не дает расслабляться.

Не важно займ ли это или продажа доли, но инвестор ожидает возврата в соответствии со своей финансовой моделью. И видя ваше развитие на горизонте непременно решит разместить часть своего капитала в предприятии.

Если компания привлекает деньги не понимая свою бизнес-модель, то с влитым топливом получит огромный рост и падение с обрыва. На этапе масштаба с привлеченным капиталом система начнет трещать по швам, эффективность будет падать, а возврат на капитал отходить от прогнозных значений.

Более того, объем рынка диктует свои условия.

Вариант №1. Рынок огромный, растущий, не консолидированный

Он подхватывает нас на гребне волны и дает заработать прибыль. Но при не валидной бизнес модели мы упираемся в стену. Расходы и доходы не идут линейно как было раньше. Сотрудников больше, операционных костов прибавилось, что приводит к падению прибыли. Если бизнес-модель облачная, где процессы автоматизированы, то беспокоится не стоит. Если же уровень прибыли зависит от кол-ва нанятых людей, то вопросы остаются.

Вариант №2. Рынок большой, стагнирующий

Бизнес-модель компании может выдавать максимальный КПД, но против рынка не по прешь. Если покупательская способность падает, а товары-заменители забирают клиентов себе, то как бы много инвестиций вы не вложили, все будет потеряно.

Отсюда нужно понимать связку: Рынок + Бизнес-модель

Первый дает вам шанс заработать, а второй увеличить свою рентабельность по чистой прибыли.

Фаундер обязан мыслить не только собственной выгодой, но ожиданием инвестора. Особенно, если проговорили и закрепили на бумаге. Мы показываем финансовую модель, где виден план нашего роста, а вместе с ним и IRR/ROI инвестора.

Просчет на уровне рынка - доходности не будет. Просчет на уровне бизнес-модели - доходности тоже не будет.

Основатель балансирует двумя переменными задавая себе ряд вопросов:

  • Какой объем моего рынка?
  • На сколько он растет?
  • Есть ли монополия?
  • Какие мои нечестные преимущества?
  • Какую рентабельность по чистой делают конкуренты и мы?
  • На сколько я выросту, если привлеку капитал?
  • Моя бизнес-модель способна реализовать IRR/ROI инвестора?
  • Операционный фундамент компании готов к привлеченному капиталу?
  • В чем я вижу угрозу: рынок или бизнес-модель? Где мое слабое звено?

Таких вопросов довольно много и ответы похожи на сеансы у психолога, но погрузится себя в них полезно.

Резюмируем

  • Бизнес-модель - это конфигурация людей, выполняющих правильные действия для достижения максимального КПД выраженного в рентабельности по чистой прибыли.

  • Больная бизнес-модель упирается в емкость людей и не эффективную последовательность действий, что снижает рентабельность.

  • Бизнес-модель отражает рынок и подстраивается под него, реализуя потребность клиента эффективным способом

  • Нужно привлекать инвестиции с расчетом на то, что рынок и бизнес-модель вытянут желаемые показатели инвестора.
Инвестиции
Made on
Tilda