«Если CEO компании — коммерсант, то покупай акции. Если на роль CEO пришел кто-то из финансов — срочно продавай”.
К нам в компанию приходят довольно странные заявки на привлечение инвестиций.
Суть проста - привлеките мне деньги в компанию на старте развития.
С одной стороны логично, фаундер занят, в операционке, нет доступа к инвесторам и много чего ещё.
С другой, главная функция основателя - находить ресурсы. И ладно бы происходил тандем инвестиционщиков + фаундера, но многие хотят скинуть этот вопрос на других.
Так не работает. Скажем более, в такие проекты инвестировать запрещено от слова совсем.
Первое, что делает основатель - продаёт. Идею команде, партнёрам, клиентам и разумеется инвестору.
Основатель, где бы не находился обязан питчить, рассказывать с завороженными глазами, какой крутой проект они делают.
Из каждого утюга должен звучать его оффер, преимущества, позиционирование и главный отчёт на вопрос - почему мы, а не конкуренты?
Очень легко закопать себя в менеджмент, который разумеется нужен по причине снижения стресса. Тебя никто не посылает, все смотрят на босса и вообще лояльны.
Такая компания идёт на дно незаметно, а иллюзия, что вот я найму продавцов или брокеров, только усыпляет бдительность.
Тем более продавцы - это охотники по своей натуре. Если они чуют силу вожака, то идут в холодный рынок и питчат продукт, пропитанные верой создателя.
В противном случае никто из матёрых в компанию не придёт, а если и придёт, то с одной целью - пересидеть, увести базу и открыть своё дело.
Для нас главный критерий - заряженный собственник, который даже в обычной беседе показывает, какой крутой проект он делает.
Только в таком случае в него имеет смысл инвестировать т.к даже при полной потере проекта или команды, он соберёт новую, сделает пивот и заново пойдёт в рынок делать деньги.
В противном случае проект обречён на медленную смерть и потерю капитала.
Как найти деньги фаундеру, если контактов в телефоне - 0?
Придумать скрипт, интро под портрет и профиль инвестора, сдобрить точными преимуществами и будущей выгодой, упаковать в обычную презу, открыть справочник и звонить.
Писать в чатах, показывать себя и свои результаты в процессе, открыто говорить о том, куда ведёт компанию и что получат по итогу все участники.
Переводить на КЭВ - встреча. Не продавать, а устанавливать контакт в начале и на встрече бить точно в боли инвестора с помощью преимуществ проекта.
Делать 100-200-300 звонков, получать отказы, но нарабатывать базу.
Инвестиции - это бизнес отношений. Ведь в конечно итоге деньги дают человеку и команде, которую основатель собрал.
Выстроить отношения можно только через личный контакт. А спрятаться за брокерами не получится.
В нашем проекте Laverita сооснователь тоже продаёт. Мы делаем это в связке. Если компания TASMAT полностью сфокусирована на одной функции, то он делает питчи вне операционки.
Так профинансировали бренд основатели школы ораторского мастерства, где основатель компании занимался. Круто рассказал подход, показал результаты = деньги привлечены. И теперь инвестор получает проценты в спокойствии за свой капитал с 7 нолями.
Такие простые выводы из практики.
Продавайте. Всегда. Везде. Кому угодно. Это единственный шаг сделать компанию великой.