Tasmat Journal

Кто будет продавать "дойную корову". Или когнитивные ошибки покупателей бизнеса

Начнем с факта, который нужно признать - в России не верят, что можно продать здоровый и крепкий бизнес. Причем будущий покупатель дабы не “упасть в лужу” изначально с большой настороженностью подходит к сделке. Немудрено, кто будет продавать курицу, которая несет золотые яйца?

Мы подобрали случаи, которые лично встречали на практике, что позволит взглянуть на природу сделки, как на рядовой процесс.

  • Партнерский развод
К нам обратилась компания производитель строительных материалов. Находясь в далеком сибирском регионе и занимаясь данным направлением более 10 лет, собственниками было принято решение продать компанию. Самое интересное, что предприятие дает высокую прибыль, а показатель IRR > 25%, что может только порадовать. Первоначальный опрос показал, что есть большое недопонимание партнеров, местами были конфликты. Не долго думая было принято решение продать бизнес и разойтись с приличным капиталом. Это еще хорошо, что процесс от начала напряженности между партнерами до обращение к нам прошел быстро и занял 2 месяца. Бизнес не успел пасть в стагнацию.

  • Собственник устал
Частое явление т.к занятие одним и тем же бизнесом приедается, а если нет кратного роста, больших вызовов, то становится скучно. Так и произошло с одним предпринимателем, владельцем интернет-магазина. Он понял, что ниша как и продукт ему надоели. Времени компании уделялось все меньше, а выручка пошла в низ. Причем продукт востребован, но личное отношение и вовлечение играют большую роль. Благо быстро вышли на сделку, что привело к приличному CashOut и росту компании с новым собственником.

  • Рынок начал падать
Звучит как приговор, но это далеко не так. По нашей практике у каждого предпринимателя свое видение личного дохода и долгосрочных целей. От этого и выстраивается стратегия на компанию. Часто бизнес в свете рыночной конъюнктуры перестает отвечать этим параметрам, но другому собственнику будет в самый раз. Особенно если есть работающая бизнес-модель.

  • Личные причины
Под этот пункт попадает огромное кол-во ситуаций: переезд, развод, смерть близкого или просто нужны деньги. А так как бизнес - это такой же товар, как и другие, то его просто реализовать. Что мы и делаем. Пугаться данных подтекстов явно не стоит.

  • Приносит не ту прибыль, на которую рассчитывал
Причина схожая с падением рынка, но есть нюансы. На практике мы видим, что хоть бизнес по своей структуре похож один на другой, но не каждый собственник может с ним совладать. Чтобы развивать строительную компанию, нужно понимать в стройке, даже если есть сильная команда. Отсутствие экспертизы, переоценка собственных силы, амбиции могут губить перспективный бизнес лишь потому, что в него зашли, не разобравшись с продуктом, системой работы. А после такого, запал пропадает и компания рушится.

  • Одно из предприятий
У крупных предпринимателей бывает 3,5,7 направлений деятельности. Разумеется в таком расфокусе одни растут, а другие сильно проседают. Но были вложены инвестиции, время, прочие активы, а значит это имеет ценность. И вот поняв, что не вытягивают, принимают решения о продаже. Это касается как мелкого, среднего и крупного бизнеса, а также промышленных групп и холдингов.

Мы привели далеко не весь список. Бывают явно экзотические случаи, но как правило это те, что мы описали. Разумеется нужно проверять компанию, делать дотошный Deu Diligence, копать в глубь.

Но поспешные выводы о том, что “прибыльный бизнес не продают” могут лишить потенциального собственника будущей прибыли.


ПОЛЬЗА ИНВЕСТОРАМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

  • Скачай набор из 15 материалов для привлечения инвестиций в свой бизнес - СКАЧАТЬ
  • Зарегистрируйся на БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-практикум для инвесторов и предпринимателей по привлечению капитала и оценки инвестиционных проектов - ЗАРЕГЕСТРИРОВАТЬСЯ
  • Скачать книгу БЕСПЛАТНО "Секреты привлечения инвестиций" - СКАЧАТЬ
M&A
Made on
Tilda